Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффективность деятельности государства и благополучие общества определяются, прежде всего, качественным исполнением функций управления на всех уровнях: федеральном, региональном, местном. Оно во многом зависит от состояния государственного и муниципального аппарата, а точнее, от организации и функционирования таких институтов, как государственная и муниципальная служба. Именно эти институты призваны обеспечивать все необходимые условия для взаимодействия государства с гражданским обществом и отдельным гражданином.
Современный этап развития российского общества характеризуется высокими требованиями к системе государственной и муниципальной службы, от степени эффективности, функционирования которой во многом зависит успешность осуществляемых в стране преобразований.
Имидж муниципальной службы выступает в роли своеобразного фиксатора того, в какой степени действия муниципальных органов власти соответствуют интересам и ожиданиям определенных социальных групп и слоев. Именно имидж муниципальной службы в конечном итоге формирует у граждан ориентацию на сотрудничество с ее представителями, либо, напротив, может сформировать в их сознании установку на ее отторжение, что может иметь следствием и абсолютное нежелание вступать в какое-либо взаимодействие с государством со стороны конкретного гражданина.
Перед органами муниципального управления и их кадровыми службами стоит весьма сложная задача – формирование такого кадрового состава, который в профессиональном, деловом и нравственном отношении позволял бы обеспечивать эффективное функционирование и развитие органов местного самоуправления.
Степень изученности проблемы. Изучением состава муниципальной службы в России занимались А. Ф. Амирханов, А. В. Кочетков, Г. А. Сульдина, Т. В. Халилова. Проблемам совершенствования кадровой работы в органах муниципального управления уделяется серьезное внимание со стороны российских ученых и специалистов в области управления персоналом, таких как: М.Н. Малышева, А.С. Прудникова, М. А. Розанов и др.
Объектом исследования является роль муниципальной службы в современных условиях.
Предметом исследования являются законодательные основы определения правового статуса муниципального служащего.
Цель курсовой работы – рассмотреть административно-правовой статус муниципальных служащих.
Задачи:
- определить правовое обеспечение муниципальной службы.
- охарактеризовать законодательные основы определения правового статуса муниципального служащего.
- выявить группы и категории муниципальных должностей.
- проанализировать осуществление муниципальными служащими их правового статуса.
- исследовать проблемы законодательной базы по регламентации правового статуса муниципального служащего в Российской федерации.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы муниципального управления в России
§1. Правовое обеспечение муниципальной службы
Статья 1 Федерального закона № 131-ФЗ определяет местное самоуправление в Российской Федерации, как основной элемент конституционного строя, который является признаваемым, гарантируемым и осуществляемым на всей территории государства, а также как самостоятельное и выполняющееся под свою ответственность решение гражданским обществом непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения и учитывая исторические и другие местные традиции .
Тем самым, составляющей частью реализации права граждан на местное самоуправление является создание структуры органов местного самоуправления, в том числе института муниципальной службы.
Федеральный закон № 131-ФЗ, считающийся базовым для организации местного самоуправления в стране, само определение муниципальной службы не дает. Данный правовой пробел восполняет другой Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» , в котором муниципальная служба понимается как профессиональная деятельность граждан, осуществляемая на постоянной основе, на должностях муниципальной службы, которые замещаются посредством заключения трудового договора (контракта).
Организация муниципальной службы – это наличие организационных, правовых, институциональных и иных основ несения государственной и муниципальной службы на территории России. В связи с обособлением муниципального управления от системы государственного управления организационные аспекты государственной и муниципальной службы регулируются различными документами. Однако анализ этих документов позволяет сделать вывод о принципиально едином подходе к организации государственной и муниципальной службе .
Организация муниципальной службы на территории Российской Федерации до сих пор находится в стадии становления, поскольку насчитывает сравнительно небольшую историю. Изначально муниципальная власть являлась составной частью государственной власти, и, как следствие, не имела собственного нормативного регулирования.
Обеспечение муниципальной службы – это формирование правовых, кадровых и финансовых основ реализации функций государственного и муниципального управления. Обеспечение государственной и муниципальной службы призвано способствовать целенаправленному и эффективному функционированию органов государственного и муниципального управления. Обеспечение государственной и муниципальной службы делится на несколько видов, к числу которых следует отнести: во-первых, кадровое обеспечение; во-вторых, правовое обеспечение; в-третьих, финансовое обеспечение.
Кадровая работа по обеспечению муниципальной службы включает в себя следующие направления: во-первых, деятельность по формированию кадрового состава, предназначенного для замещения государственных и муниципальных должностей; во-вторых, деятельность, направленная на подготовку предложений относительно реализации требований законодательства о муниципальной службе и внесения этих предложений на рассмотрение представителя работодателя; в-третьих, осуществление работы по подготовке проектов нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального уровня по вопросам регулирования кадрового обеспечения государственной и муниципальная служба, ее несения, договорного сопровождения, порядка принятия и увольнения с указанных служб .
Правовое обеспечение муниципальной службы представлено тремя уровнями нормативных документов: федеральным, региональным и муниципальным.
В настоящий момент муниципальная служба имеет проработанную правовую базу, которая, тем не менее, постоянно совершенствуется, то есть изменяется и дополняется. Организационное назначение муниципальной службы состоит:
- во-первых, в существовании муниципальной службы в целях формирования условий для осуществления полномочий органов муниципального управления;
-во-вторых, в направленности функционирования органов муниципального управления на обеспечение устойчивого профессионального штата муниципальных служащих и полное правовое обеспечение работы этих служащих;
-в-третьих, в содержании деятельности муниципальных служащих, определяемом полномочиями и задачами муниципального управления.
Принципиальные основы организация муниципальной службы схожи с принципиальными основами организации государственной службы. Муниципальная служба призвана осуществлять следующие функции:
-во-первых, функцию планирования, состоящую в формировании планов деятельности муниципальных служащих с целью решения задач муниципального управления;
-во-вторых, регулирующая функция, суть которой сводится к упорядочиванию общественных отношений во взаимодействии муниципальной власти и населения муниципального образования;
-в-третьих, распорядительную функцию, суть которой состоит формировании конкретных указаний, обязательных к исполнению муниципальными служащими;
-в-четвертых, координационную функцию, обеспечивающую эффективное взаимодействие различных элементов муниципального управления;
-в-пятых, контрольную функцию, направленную на проверку эффективности муниципального управления.
Понятие муниципальный служащий – это гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными 25 Федеральным законом о муниципальной службе .
Особенности на муниципальной службе.
Первая особенность – это принципы на муниципальной службе. Основные принципы перечислены в статье 4 Федерального закона о муниципальной службе. Это профессионализм и компетентность муниципальных служащих, взаимодействие с общественными объединениями и гражданами, ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей и другие .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты Российской Федерации
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2016, № 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. II) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изменениями 18.03.2019) // Собр. законодательства РФ. - 2019.-№30
3. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ// Российская газета 2019. № 6.
4. Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.
Научная и учебная литература
1. Алексеев И. А. К вопросу о становлении и развитии российского законодательства о юридической ответственности органов публичной власти // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. № 3. С. 27–31.
2. Амирханов, А. Ф. Особенности правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации / А. Ф. Амирханов. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 41 (227). - С. 28-30.
3. Бурганова Л., Батайкина С. Конструирование имиджа государственной службы средствами массовой информации // Власть. - 2019, №3. с 42.
4. Государственная и муниципальная служба: учебник и практикум для СПО / А. В. Кочетков, Г. А. Сульдина, Т. В. Халилова, Т. А. Занко; под общ. ред. Е. В. Охотского. - М.: Издательство Юрайт, 2019 - 403 с.
5. Малышева М.Н. Правовая природа и правовое положение муниципального служащего Российской Федерации / М.Н. Малышева // Административное и муниципальное право. N° 5 (41). М.: Nota Bene. 2020. С. 48-52.
6. Малявкина Н. В., Матвеева Е. С. Комплексная оценка эффективности правового статуса муниципального служащего // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. № 1. С. 22–25.
7. Матюхина, К. Д. Правовой статус государственного гражданского и муниципального служащего в РФ / К. Д. Матюхина. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 39 (329). - С. 146-149.
8. Местное самоуправление и муниципальное управление / Под ред. А.С. Прудникова, М.С. Трофимова. - М.: Юнити, 2016. - 553 c.
9. Михайлова А. В., Попова Л. Н. Организационно-правовое обеспечение статуса муниципального служащего // Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2016. - № 5–3. - С. 116–123.
10. Парахина, В.Н. Муниципальное управление / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Панькова. - М.: КноРус, 2018. - 544 c.
11. Правовые основы муниципальной службы: учеб. пособие. / С.А. Дроздова; СИУ-филиал РАНХиГС. Новосибирск: Изд-во СибАГС. 2019. 150 с.
12. Пустовитова, К. Г. Соотношение правового статуса государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2017. - № 14. - С. 547–548.
13. Розанов, М. А. Механизмы регулирования статуса муниципальных служащих / М. А. Розанов. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 47 (233). - С. 148-150.
14. Шехирев, А. В. Теоретические и нормативно-правовые аспекты правового статуса муниципального служащего в Российской Федерации // Вопросы российского и международного права. - 2018. - Том 8. - № 8А. - С. 91–102.
15. Широков, А.Н. Муниципальное управление / А.Н. Широков, С.Н. Юркова. - М.: КноРус, 2017. - 158 c.
16. Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - М.: КноРус, 2018. - 352 c.
Диссертации и авторефераты диссертаций
1. Киреева, Е.Ю. Муниципальная служба в условиях реформы государственного управления : вопросы методологии и практики : автореф. дис. .д-ра юрид. наук : 12.00.02 / Елена Юрьевна Киреева. - М.: 2015. - 54 с.
2. Правовое регулирование муниципальной службы в условиях реформирования местного самоуправления в Российской Федерации: монография / Т.Э. Таллагов. М.: РУСАЙНС. 2018. 296 с.
3. Фабричный, С.Ю. Муниципальная служба в Российской Федерации : проблемы теории и практики : автореф. дис. .д-ра юрид. наук : 12.00.02 / Сергей Юрьевич Фабричный. - М., 2015. - 55 с.